Обзор обобщения правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. (за 2019 г.)

Обзор обобщения правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. (за 2019 г.)

Настоящее обобщение правоприменительной практики подготовлено Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики (далее – Министерство) в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), в рамках обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.

В предмет государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, связанных со строительством многоквартирных домов входит контроль за соблюдением застройщиками обязательных требований, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, контроль за соблюдением положений законодательства Российской Федерации о долевом участии в строительстве объектов недвижимости, обязательных требований, установленных частью 3 статьи 110 Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и частью 1 статьи 123.1 ЖК РФ.

Поскольку плановые проверки в отношении застройщиков в соответствии с изменениями в действующем законодательстве в настоящее время не предусмотрены, основными административными процедурами при осуществлении Министерством государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, связанной со строительством многоквартирных домов, в отчетном периоде являлись организация и проведение внеплановых проверок, а также организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.

За 2019 год Министерством в соответствии с требованиями прокуратуры Чеченской Республики рассмотрены 7 постановлений о возбуждении дела об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения которых Министерством назначены административные штрафы на общую сумму 85 тысяч рублей.

Допущенные правонарушения, за совершение которых назначены в 2019 году административные наказания, предусмотрены частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.

В результате проведения контрольных мероприятий Министерством выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований:

– опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений;

– неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”, иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.

Необходимо отметить, что за отчетный период вступивших в законную силу решений судов о признании незаконными действий (бездействий) Министерства, принятых ею нормативных и ненормативных актов при осуществлении контрольно – надзорных мероприятий не имеется.

Одним из изменений в правовом регулировании строительства многоквартирных домов с привлечением денежных средств долевого строительства является принятие постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 № 480, которым установлены критерии, определяющие условия, при соответствии которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, а также приведена методика определения соответствия многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости установленным критериям.

В соответствии с данным постановлением застройщики многоквартирных жилых домов вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года, без размещения денежных средств на счетах эскроу, при условии соблюдения ими установленных критериев, в частности степень готовности проекта строительства должна составлять не менее 30% и количество заключенных договоров должно подтверждать реализацию участникам долевого строительства не менее 10% от общей площади помещений, в отношении которых могут быть заключены соответствующие договора. Также застройщик освобождается от обязанности размещать денежные средства участников в долевом строительстве на счетах эскроу в случае, когда возведение проекта строительства осуществляется на основании соглашения, о завершении строительства проблемного объекта, либо в случае, если застройщик на предусмотренных законом основаниях приобрел права застройщика проекта строительства в отношении строительства объектов, участники долевого строительства которых включены в реестр пострадавших граждан.

Кроме того, обращаем внимание, что 23 марта 2018 вступил в силу приказ Минстроя России от 12 октября 2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» (зарегистрировано в Минюсте России 21 февраля 2019 № 53857).

Данным приказом утверждена новая форма отчетности и ее порядок предоставления застройщиками, в частности расширен перечень сведений о застройщике, об объекте долевого строительства, о ходе исполнения графика строительства и т.д.

Соответственно, после отмены постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года №645, которым утверждалась ранее действующая форма отчетности, отчетность застройщиков многоквартирных жилых домов, представляемая в Министерство, должна соответствовать приказу от 12 октября 2018 года № 656/пр.

Поделиться этой записью